Беседа с заместителем председателя – главным техническим инспектором труда Тульской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Игорем Лазаревым:
– Игорь Викторович, у большинства людей понятие «охрана труда» ассоциируется, прежде всего, с промышленными предприятиями, стройками, транспортом… Но вот цифра: три тяжелых несчастных случая в прошлом году произошли в организациях образования. То есть проблема существует?
– Школа – это такое же место с производственными площадками, как и любое другое. Здесь есть кабинеты труда с вращающимися механизмами, территория, пищеблок, спортивный зал, кабинеты физики и химии – это потенциальные места с опасными факторами. Однажды, посещая в качестве технического инспектора один из кабинетов технологии, я увидел станок, у которого отсутствовало заземление. А это прямая угроза травмы электричеством в случае короткого замыкания. Или другой пример в новой школе. Среди современнейшего оборудования вижу циркулярную пилу, у которой отсутствует принудительная вентиляция для всасывания пыли и стружки. Мне объясняют, что станок не эксплуатируется, но почему тогда нет соответствующей таблички? Да и зачем он в школе, если дети на «циркулярке» не имеют права работать? Не надо бояться списывать старое или ненужное оборудование!
– На заводах есть специалисты по охране труда, где-то – целые отделы. А кто занимается этим в школе?
– В маленьких школах иногда – никто. Имеется, конечно, журнал, где сотрудники расписываются за соблюдение правил безопасности, но отдельного специалиста, осуществляющего контроль, нет. Хотя, в соответствии с ТК, руководитель имеет право назначить хотя бы на полставки специалиста по охране труда. Где-то в малокомплектных школах кто-то из учителей или завхоз берет на себя такую административно-управленческую функцию, в детсадах – старшие воспитатели. Поэтому я настоятельно рекомендую директорам не стесняться и добиваться в районных управлениях открытия таких ставок. Оплачиваемая работа всегда эффективнее. Мы недавно с председателем Тульской городской организации Профсоюза были в одном детском саду, там старшая воспитатель отвечает за охрану труда. У нее и все журналы есть, и спецоценка условий труда проведена, и все приказы имеются. Исключительно хорошая работа!
Особняком стоят Центры образования, где предусмотрены отдельные ставки специалистов по охране труда, иногда – в должности заместителя директора по безопасности, как в Обидимском Центре образования. Это и понятно: большая ресурсная база требует неукоснительного контроля за безопасностью по всем направлениям.
– Хорошо, что есть целая армия добровольцев, которые на общественных началах присматривают за безопасностью!
– Действительно, в 24 муниципальных образованиях региона есть свои внештатные инспекторы труда от районной организации Профсоюза. Они оказывают практическую помощь образовательным учреждениям. Их задача – обследовать потенциально опасные места в школах и детских садах и указать на нарушения. Я бы настоятельно рекомендовал нашим инспекторам участвовать еще и в приемке школ перед новым учебным годом. Помощь внештатных инспекторов позволяет вовремя устранить неполадки, избежать надзорных санкций, но главное – предупредить риски несчастных случаев. В первичных профсоюзных организациях имеются свои уполномоченные по охране труда, прошедшие 40-часовые курсы в учебном центре Тульской Федерации профсоюзов. В прошлом году обучение прошли уполномоченные из учреждений образования Кимовского района, до этого – Узловского. Новомосковский район этим постоянно занимается. К нам на учебу их направляют председатели районных профорганизаций. В прошлом году было обучено 348 уполномоченных. Обязаны пройти обучение председатели первичек и руководители организаций. Люди с опытом и знаниями охраны труда есть повсеместно. Но нужно, чтобы контроль был постоянным, ежедневным.
Окончание. Начало на 3 стр.
– Где обучают специалистов по охране труда?
– В ТГПУ выпускают бакалавров направления «Техносферная безопасность». Есть выпускники средних профессиональных учебных заведений по техносферной безопасности. Или мой пример. По основной специальности я учитель технологии и предпринимательства, по дополнительной – специалист по техносферной безопасности. Могу работать в области охраны труда. Никто не мешает директору школы направить на дополнительное обучение учителя труда и получить хорошего специалиста по охране труда. Но все упирается в финансы…
– Насколько актуальна спецоценка условий труда для работников образовательных учреждений? Это же не сфера энергетики, большой химии, металлургии…
– Нет, конечно. У педагогических работников рабочие места укладываются в два вида из принятой классификации – оптимальный и допустимый – не предусматривающих дополнительных преференций. В отличие от вредных и опасных видов, характерных для промышленных производств. Но есть Закон, который с 2014 года обязывает провести оценку условий труда буквально на всех рабочих местах, даже если это всего лишь стол и компьютер. Непроведение спецоценки наказывается штрафом. Поэтому настоятельно прошу руководителей учреждений образования не подставлять себя и районные управления и вовремя изыскивать средства для проведения спецоценки. Хочу отметить, что практически везде, кроме только что открывшихся школ, проведена спецоценка. Но ее надо повторять раз в пять лет, учитывая изменяющиеся условия. Хороший пример подал Плавский район, где глава администрации по тендеру подобрал фирму и централизованно на бюджетные деньги осуществил проверку всех школ и детских садов.
– Есть информация, что через РСФ можно вернуть какие-то средства и направить их на мероприятия по охране труда?
– Каждое учреждение образования отчисляет страховые взносы за работников – 20% от фонда заработной платы. Можно вернуть 2% от этой суммы. Это может быть и 50, и 100, и 300 тысяч рублей за год, в зависимости от школы. Но чтобы их вернуть, руководитель должен дать задание бухгалтерии, а та подготовить пакет документов. Так почему не воспользоваться такой возможностью?